Тайна Каповой пещеры

Французского министра по туризму Жака Брюне и археолога Филиппа Малорана не на шутку заинтересовала живопись в пещере Шульган-Таш, в Башкирии больше известной как Капова пещера. Расположена она на территории Бурзянского заповедника. Французы работают вместе c учеными из института истории материальной культуры Российской академии наук, Всероссийского научно-исследовательского геологического института имени Карпинского, института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН.

Наскальная живопись Каповой пещеры. Фото: travelsportal.ru

Совместными усилиями российских и французских специалистов проводится экспертиза состояния наскальных рисунков в уникальном святилище Каповой пещеры. Ее примерный возраст – около миллиона лет. Протяженность Шульган-Таш – более двух километров, внутри протекает подземная река Шульган. Коридоры и гроты расположены в два этажа. Чтобы подняться на второй этаж, необходимо преодолеть четырнадцатиметровый вертикальный колодец. Так что не понятно, как древний человек забирался наверх. В пещере обнаружен самый большой в Европе сильфон – полость, целиком залитая водой.

Но мировую известность Каповой принесли наскальные рисунки, обнаруженные всего полвека назад. В 1959 году зоолог Александр Рюмин спустился в пещеру в поисках летучих мышей, а нашел (небывалая удача!) «фрески» с изображением лошадей, носорогов, антропоморфа (человека с клювом) и мамонтов с мамонтятами. Последние и позволили ученым предположить, что осваивать пещеру древний человек начал минимум четырнадцать тысяч лет назад – на излете каменного века. В дальних залах первого этажа пещеры обнаружены красные изображения геометрического характера в виде лестниц, хижин, треугольников и косых линий. Аналогичные рисунки есть и на втором этаже пещеры. Древние фигуры достаточно большие – их размер колеблется от 44 до 112 сантиметров.

Наскальная живопись Каповой пещеры. Фото: travel-portal.com.ua

Долгое время ученых мучил вопрос – почему на потолке и стенах пещеры так мало копоти, ведь чтобы сделать рисунки, нужен был свет, а единственным его источником могли быть только факелы. Так вот, оказывается, пещерные люди пользовались жировыми лампами, одну из которых несколько лет назад нашли уфимские археологи.

С недавних пор эти рисунки начали тускнеть, и ученые опасаются, что они могут исчезнуть вообще. Российские специалисты разработали уникальную систему «консервации» наскальных фресок. Французские коллеги, специализирующиеся на сохранении подобных памятников, должны проанализировать предложения россиян и дать или не дать «добро» на ее использование. Работа в пещере продолжится до 14 августа.

Кроме того, Капову пещеру навестит съемочная группа из Мюнхена, создающая фильм о происхождении человека на Земле. Одним из его эпизодов будет рассказ о загадке Шульган-Таш и работе, которую ведут в ней российские и французские эксперты.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *