Крым. Балаклава — подземный завод по ремонту подводных лодок

Можно долго рассказывать о природе и истории такого замечательного места, как Балаклава, но для спелеолога всегда была интересна подземная часть любого даже самого живописнейшего ландшафта. Итак, место действия — Крым, западная часть Балаклавской бухты, ныне — подземный музей военно-морского флота Украины, ранее — уникальнейший подземный комплекс по ремонту подводных лодок.

Схема комплекса. Цифрами обозначены места фотосъемки.

Начинается любой музей с кассы. Здесь хочется сразу предупредить: покупать билет на фото и видеосъемку не стоит — за вами в таком обширном подземном пространстве все равно никто не уследит;) По небольшому коридору вы попадаете в основную Систему.

1.Коридор в Систему

Добротность и основательность постройки сразу же выдает классический военный объект советской военной машины. При мерах высочайшей секретности он был возведен за 4 года и сдан «под ключ» в 1961г. Завод получил мощную противоатомную защиту, способную вынести едва ли не прямое попадание атомной бомбы.

2.Галерея в хоз.часть

Залегающий на глубине до 126м. от поверхности массива завод имел несколько выходов на поверхность. Два из них использовались для захода подводных лодок в подземные ремонтные доки и для выхода отремонтированных лодок в открытое море. Для «потокового» ремонта завод был выполнен в виде сквозной изогнутой 600-метровой галереи-канала, в которой могло разместиться сразу 7 подлодок проектов 613 и 633.

3.Основная галерея

Под землей располагались: дизельная электростанция, склады и резервуары горюче-смазочных материалов, мастерские, автономные вентеляционные системы с многоуровневой очисткой воздуха.

4.Галерея в хоз.часть

В случае атомного конфликта завод мог принять весь рабочий персонал, руководство и экипажи, обеспечив их питанием, жильем, питьевой водой более чем на 30 дней. Для работников подземного завода были предусмотрены столовая, душевые, комнаты отдыха.
Все входы в помещения блокировались мощными гермодверями.

5.»Сухой» док

6.Основной канал

7.Широкая часть канала

8.Вход в «Сухой док»

Канал для подлодок имел ширину до 22м, глубину до 8,5м. В доках пополнялся боезапас подлодок, проводился плановый ремонт и замена аккумуляторных батарей.
Боезапас, включавший в себя в том числе и ракеты с ядерной начинкой, хранился в специализированном Арсенале. Доставка торпед и ракет производилась вручную на специальных платформах по узкокалейному полотну.

9.Галерея к Арсеналу

10.Платформа для доставки торпед из Арсенала

11.Кран-балка в Арсенале

Ныне в залах Арсенала расположен музей с экспозицией, посвещенной военно-морскому флоту СССР и самостийной Ураины. Выставлены образцы вооружения, торпед и ракет различных моделей, средств борьбы с подлодками и прочее.

12.Шкиперская

13.Гермодвери для персонала.

Хочется отметить, что часть, разрешенная к осмотру, представляет собой лишь небольшую долю крупного комплекса. Ни в коем случае не хочу призывать вас к нарушению инструкций по посещению музея, однако, вооружившись фанариком, вы легко сможете в Нужных местах свернуть с маршрута и осмотреть помещения, не предложенные к осмотру;) А если при этом вам удастся не попасть под пристальные взоры двух охранников, локализующих свою деятельность у входов и в районе ремонтных цехов, вы наверняка покинете комплекс с удовлетворением от проделанного маршрута.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *