
Изображение мамонта в Арси-сюр-Кюр (Arcy-sur-Cure) во Франции расположено в самой ‘звонкой’ части основной пещеры (фото M. Girard)
Егор, будучи экспертом по акустике европейских церквей XI и XII веков, часто при входе в помещение напевал что-нибудь себе под нос, чтобы почувствовать «звучание» здания.
Он очень удивился, когда понял, что при входе в пещеры, в которых присутствовали наскальные рисунки, его голос слышался громче и чётче.
Резников решил проверить свою гипотезу в различных пещерах Франции и обнаружил как минимум десять мест, где его идея подтверждается фактами.
Так, в пещерах эпохи палеолита изображения лошадей, бизонов и мамонтов (возрастом от 25 до 15 тысяч лет) находились в тех частях природных образований, которые изменяли, усиливали или фокусировали звук человеческого голоса и музыкальных инструментов. Иногда они даже были сгруппированы в тех местах, где, по идее, рисовать было неудобно (а идеальные с художественной точки зрения стены оставались нетронутыми).
«В пещерах близ Ньё в Арьеж (Niaux) наскальные рисунки расположены в том месте, где звучание отчётливо напоминает романскую церковь», — добавляет Егор.
Местонахождение рисунков в точках природного усиления звука ещё раз подтверждает теорию о том, что наскальная живопись использовалась для украшения мест совершения религиозных ритуалов.
Видимо, по этой же причине в украшенных пещерах находили древние музыкальные инструменты.
Вполне вероятно, что акустические свойства места определяли, какое изображение животного люди рисовали на стенах (получающееся эхо соответствовало звуку, которое издавало животное).
Все свои гипотезы и теории Резников представил на ежегодном собрании Acoustics’08 Paris, которое прошло с 29 июня по 4 июля. В нём участвовали представители Американского акустического общества (Acoustical Society of America — ASA), Европейской акустической ассоциации (European Acoustics Association — EAA) и Французского акустического общества (Société Française d’Acoustique — SFA).